Краткая история города

Краткая история города

В 1768 году британское Адмиралтейство поручило лейтенанту Джеймсу Куку провести наблюдения за прохождением Венеры через солнечный диск. Наблюдения предписывалось произвести у острова Таити в Тихом океане, куда и направился корабль Кука «Индевор». По завершении научных замеров Кук вскрыл письмо с секретным приказом Адмиралтейства: отправиться на юг на поиски таинственного южного материка. Кук подробно исследовал Новую Зеландию, а на обратном пути первым из европейцев проплыл вдоль восточного берега современной Австралии. Уроженец Уэльса Джеймс Кук назвал этот берег Новый Южный Уэльс. 29 апреля 1770 года «Индевор» бросил якорь в бухте, которую Кук назвал «ботанической» (Ботани-Бей) в честь обширной коллекции неизвестных науке растений, которую собрал здесь находившийся на корабле натуралист Джозеф Бэнкс.

Бэнкс был впечатлен не только новыми видами и разнообразием животных и растений новой земли, но и ее климатом. И стал ярым лоббистом идеи создания колонии на южном материке. К слову, он столько сделал для популяризации этих земель и их уникальной природы (в первую очередь в научных кругах), что Карл Линней даже предложил назвать этот южный материк «Бэнксией».

Тем временем в североамериканских колониях началась Война за независимость, и британским властям стало некуда вывозить излишки заключенных, что переполняли тюрьмы метрополии. Тогда-то и вспомнили про Бэнкса и его «курортное» спецпредложение. В 1779 году, выступая перед комитетом Палаты общин, он уверенно заявил, что Ботани-Бей идеально подходит для каторжного поселения. Благодарные потомки этих самых каторжников в ХХ веке поместили портрет натуралиста на пятидолларовую купюру (сейчас, правда, его там заменила Елизавета Вторая).

13 мая 1787 года из Портсмута вышли 11 кораблей с 1420 пассажирами и матросами на борту. В историю Австралии эта флотилия вошла под именем Первый флот. Через 250 дней после остановок в Рио-де-Жанейро и Кейптауне корабли прибыли в Ботани-Бей. (Как видно, за двести с лишним лет картина не сильно изменилась. Прямого сообщения между Лондоном и Сиднеем как не было, так и нет. Разве что на сегодняшний день стыковки стали более оптимизированными, да и общее время маршрута сократилось.)

За время плавания более 50 человек скончались, так что, не считая матросов кораблей, новые земли увидели 543 мужчины, 189 женщин, 22 ребенка… и 245 солдат охраны.

20 января 1788 года колонисты с легким недоумением обозревали берега Ботани-Бей. Больше других был удивлен губернатор намечающейся колонии Артур Филлип. Он лихорадочно припоминал рассказы Бэнкса про зеленые луга с сочной травой, но вокруг видел лишь выжженный солнцем пейзаж. Дело в том, что Бэнкс и Кук останавливались здесь в конце апреля, т. е. глубокой австралийской осенью, а сейчас на дворе был разгар жаркого, иссушающего лета. Филлип с небольшой группой солдат принялись исследовать окрестности и, к своему огромному облегчению, обнаружили удобную бухту к северу от Ботани-Бей с достаточным количеством воды и плодородной земли. Здесь 26 января 1788 года колонисты впервые ступили на берег Австралии. И хотя формально колония под названием Новый Южный Уэльс была провозглашена 7 февраля, именно 26 января считается основанием колонии и сегодня отмечается как День Австралии. Бухту, как и поселение колонистов, Филлип назвал в честь лорда Сиднея, тогдашнего министра колоний (хотя также он рассматривал вариант названия Новый Альбион).

Большинство первых построек колонии разместилось на территории района Рокс, из поселения вела дорога, которая сегодня превратилась в Джордж-стрит.

На первых порах дела в колонии шли ни шатко ни валко. Начать хотя бы с того, что она чуть не вымерла от голода. Второй флот (со следующей партией заключенных и провизией) прибыл лишь в июне 1790 года. К этому времени дневной рацион колонистов пришлось сократить наполовину. С 1793 года в Сидней стали прибывать и свободные переселенцы, которые были куда более способными в земледелии, и проблема самообеспечения колонии постепенно сошла на нет.

http://au.place info.ru/ Краткая история города

Напряженными оставались и отношения с коренным населением. Филлип разделял популярный в просвещенных кругах тех времен тезис о «благородном дикаре» и охотно шел на контакт с аборигенами. Например, бухту и популярный у нынешних туристов пляж Манли («мужественный») он так назвал, впечатленный статью местных жителей. Однако далеко не все аборигены были рады, что незваные гости занимают их земли. В одной из стычек сам Филлип был ранен копьем в ногу. Впрочем, организованное сопротивление почти сразу же прекратилось, когда аборигенов стала косить оспа. Первый, но далеко не последний нежеланный импортный товар, который Зеленый континент получил от европейцев.

Не заладились дела и в отношениях между последовавшими за Филлипом губернаторами колонии, с одной стороны, и офицерами военного корпуса, что должны были надзирать за каторжниками, – с другой. Последние быстро превратились в крупных землевладельцев и торговых монополистов. За контроль над импортом алкоголя их даже прозвали «Ромовый корпус». Дело дошло до открытого бунта в 1808 году – как раз на празднование 20-летия основания колонии. 26 января офицеры арестовали губернатора Уильяма Блая и ввели прямое военное правление. Вся история получила название Ромовый бунт (см. бокс «Ромовый бунт» на стр. 64). Только в 1810 году в Сидней прибыл новый губернатор, Лаклан Маккуори, который вошел в историю страны под титулом «отец Австралии». Он не только официально назвал материк «Австралией» (этот топоним уже давно пропагандировал мореплаватель Мэтью Флиндерс (см. стр. 73), но и позволил колонии развиваться вширь, раздавая земли свободным переселенцам и освободившимся каторжникам. После открытия пути через Голубые горы в 1813 году он приказал построить дорогу через горный хребет и поощрял развитие овцеводства на новых землях. К 1819 году менее 40% от 26 тыс. колонистов Нового Южного Уэльса были каторжниками.

Не забыл Маккуори и про Сидней. К началу его правления поселение представляло собой жалкое зрелище. В районе Рокс ютились лачуги и процветали пьянство и проституция. Город разрастался бесконтрольно. Маккуори приказал начертить генеральный план Сиднея и упорядочить застройку. От гавани протянулись относительно прямые (насколько позволял рельеф) улицы, которые сегодня превратились в основные артерии Центрального Сиднея. Главной улицей стала сегодняшняя Маккуори-стрит. Многие из построек тех лет, архитектором которых стал бывший заключенный Фрэнсис Гринвей, сохранились до наших дней. Отдельно в плане Маккуори стояли территории, отведенные под парки. Во время его правления были разбиты Ботанические сады и Гайд-парк.

Но, несмотря на эти изменения, привлекательность Сиднея стала падать, особенно с появлением таких городов, как Аделаида и Мельбурн. В 1840 году была прекращена высылка заключенных метрополии в Новый Южный Уэльс, но за Сиднеем уже прочно закрепилась сомнительная слава города каторжников и порока. Перебирающиеся на Зеленый континент британцы все чаще выбирали Южную Австралию как место иммиграции.

Все резко изменилось в феврале 1851 года, когда некий Эдвард Харгрейвз нашел золото близ городка Батерст, всего лишь в 200 км от Сиднея. Двумя годами ранее Эдвард вернулся с золотых приисков Калифорнии, где золото обнаружили в 1848 году. К его удивлению, местность за Голубыми горами была очень похожа на золотоносные американские долины. Несмотря на насмешки друзей, он отправился на поиски и довольно быстро нашел искомый металл. «Вот оно! – якобы сказал он своему спутнику Джону Листеру. – Это незабываемый день в истории Нового Южного Уэльса. Я стану баронетом, тебе пожалуют рыцарский титул, а из моей старой клячи сделают чучело и отправят в Британский музей». Баронетства Эдварду не дали, но правительство колонии выплатило ему 10 тысяч фунтов (а его попутчики до конца жизни и даже после его смерти судились с ним, заявляя, что первыми обнаружили золото).

За последующие два года количество иммигрантов в австралийские колонии превысило число каторжников, привезенных сюда за все предыдущее время существования европейских поселений. А за десятилетие численность Сиднея почти удвоилась с 54 тыс. до 96 тыс. чел.

Впрочем, Мельбурн рос еще быстрее: золотая лихорадка почти сразу переместилась на прииски колонии Виктория. К 1860 году Мельбурн перерос Сидней, став самым значимым городом континента. Но Сидней отстал совсем ненадолго, включившись в марафон за право называться главным городом Австралии. Город застраивался тяжеловесными образцами викторианской эпохи: зданием таможни, Квин-Виктория-билдинг, зданием городской ратуши. К 1900 году по численности населения (481 тыс. чел.) Сидней почти догнал Мельбурн.

В этом же году в городе началась эпидемия бубонной чумы. Особенно пострадал район Рокс, давно уже превратившийся в городские трущобы. Болезнь унесла жизни 112 человек. Городские власти начали масштабный проект по «очистке» района, снося наиболее антисанитарные его части. Это был первый шаг к ревитализации района и будущему превращению его в ресторанно-туристический заповедник.

1 января 1901 года тысячи горожан собрались в парке Столетия, чтобы увидеть церемонию вступления в должность первого генерал-губернатора Австралии. Из набора колоний континент превратился в единую федерацию. Уже в первые годы ХХ века Сидней обогнал Мельбурн и вернул себе статус крупнейшего города страны. Возможно, поэтому столицу нового государства решили построить ближе к Сиднею (хотя Мельбурн, в утешение, был и.о. столицы, пока Канберра строилась).

18 августа 1914 года из Сиднейской гавани вышли первые военные транспортные суда с австралийскими солдатами на борту. Молодое государство вступило в Первую мировую войну, которая унесет жизни 60 тысяч его граждан. После войны последовал период экономического бума (в процессе которого Сидней перешагнул отметку в миллион жителей в 1922 году и получил собственное метро в 1926 году), оборвавшийся Великой депрессией начала 1930-х. Но даже депрессия не помешала закончить «стройку века» – мост Харбор-Бридж, открытый в 1932 году.

Вторая мировая война докатилась и до Сиднея. 31 мая 1942 года три японские сверхмалые подводные лодки пробрались в Сиднейскую бухту с целью торпедировать крейсер ВМФ США «Чикаго». Одна из лодок запуталась в противолодочной сети при входе в бухту и была обнаружена патрулем, вторая была подбита огнем корабельных батарей, однако третья все же смогла выпустить торпеды. Они прошли мимо предполагаемой цели, но поразили соседнее судно «Каттабул». Корабль затонул, 21 человек погиб. Также 8 июня японские подводные лодки обстреляли восточные районы Сиднея. Жертв почти не было, но психологический эффект был значительным. Цена на квартиры в этих районах резко упала, горожане спешили перебраться подальше от океана.

http://au.place info.ru/ Краткая история города

Послевоенный Сидней испытал резкий рост населения во многом за счет немецких, итальянских и прочих европейских мигрантов, которые хлынули в страну после отмены жесткой миграционной политики (см. стр. 176 музей иммиграции в Аделаиде). К 1960 году в Сиднее проживало 2 млн чел. Рос город и вверх. В 1961 году в даунтауне возвели здание в 26 этажей, а в 1968 году – во все 50. Но главной послевоенной стройкой стал Сиднейский Оперный театр, торжественно открытый в 1973 году королевой Елизаветой Второй. Дальнейшие масштабные проекты (строительство сиднейской телебашни в 1981-м и перестройка Дарлинг-Харбор в показательный торгово-развлекательный квартал в 1988-м) только укрепляли имидж Сиднея как главного города страны. Масштабным событием в истории города стало проведение летних Олимпийских игр в 2000 году. Сидней и здесь догнал Мельбурн (который провел Олимпиаду-1956).

Первое десятилетие XXI века прошло для Сиднея непросто. Горожане боролись с последствиями экономического кризиса и тестировали границы толерантности нового мультикультурного общества (в декабре 2005 года после драки ливанской и англосаксонской молодежи на пляже Кроналла на юге города в Сиднее вспыхнули этнические беспорядки). Но город успешно справился с вызовами нового столетия. На сегодняшний день Сидней, население которого составляет 4,7 млн чел., прочно удерживает звание экономической, финансовой и туристической столицы страны.

http://au.place info.ru/ Краткая история города

 

Также на сайте

Comments are closed.